Не мог пройти мимо ситуации с Русланом Гвашевым, адыгским активистом, бывшим председателем Совета старейшин черкесов-шапсугов, который уже больше недели не принимает пищу в знак протеста против решения Лазаревского районного суда Сочи.
Его признали виновным в организации 21 мая этого года несогласованной акции в День памяти адыгов в п.Головинка. Хотя, по его словам, по словам очевидцев, был совершен традиционный траурный молебен возле Тюльпанового дерева, который длился около 20 минут. Люди много лет безо всяких согласований ежегодно приходят туда, чтобы почтить память предков, исконных жителей Причерноморья, погибших в Русско-Кавказской войне. Да и, насколько мне известно, для молитвы разрешения властей не требуется. Дело еще не закрыто: кассация Руслана Гвашева находится на рассмотрении в Краевом суде.
В связи с этим хочу обратиться к руководству и судебным органам Лазаревского района, г. Сочи и Краснодарского края. Безусловно, все решения по этому вопросу должны приниматься в правовом поле. Однако, право, законодательство ни в коей мере не отменяют морально-этические нормы, нормы человечности и, если хотите, здравый смысл. Каков смысл в том, чтобы проявлять неуважение к 67-летнему инвалиду, гражданину России, доставляя его больного принудительно в суд? Разумеется, у человека возникает возмущение. При том, что он не преступник, не нарушал общественного порядка, просто выполнял не ущемляющий ни чьих прав ритуал. Ведь, надо учитывать, что на Кавказе помимо федеральных законов существуют культурно и исторически сложившиеся традиции и ритуалы. Каков смысл в том, что власти упорно хотят называть это нарушением?
Понимают ли они, что таким образом провоцируют протестные настроения? Если не понимают, то все-таки важно это осознать. Если понимают, не означает ли, что и исполнительная, и судебная власти, призванные пресекать подобное, сами вызывают напряжение ситуации в регионе.
Что за авторитетного в адыгском сообществе человека непременно заступятся, и рядовое событие может перейти в политическую плоскость. Эти события могут дестабилизировать ситуацию, ухудшить межнациональные отношения не только в крае, но и в целом на Северном Кавказе и могут быть использованы в пропагандистских целях против России. Получается, что некоторые должностные лица по недопониманию дискредитируют государство и подрывает его авторитет.
Насколько я знаю, Руслан Гвашев – человек с обостренным чувством справедливости и понятием о чести. Он никогда не проявлял национализма, скорее, он интернационалист. И, конечно, отношение к нему, как к преступнику, нарушителю порядка, для него унизительно. Второй момент – он защищает интересы своего народа, имеющего трагическую историю, о чем и вспоминали люди в тот день возле священного дерева.
Считаю разумным в этой ситуации органам власти Сочи и активистам организации «Адыгэ Хасэ» причерноморских адыгов-шапсугов встретиться и урегулировать этот вопрос. Сейчас важно проявить гибкость с обеих сторон.
Сочи – мирный, красивый, активно развивающийся город, где в согласии живут люди разных национальностей. Как и в целом в цветущем и богатом Краснодарском крае. И надо ценить и поддерживать это согласие и дружбу, как со стороны представителей национальных сообществ, так и со стороны официальных властей.
На Кавказе, где издревле живут люди разных национальностей, религиозной принадлежности, пережившие войны, переселения, притеснения, потери и обретения родной земли, необходимо быть к друг другу предельно уважительными, чуткими к культуре, традициям, обычаям.
facebook.com
Comments
Post a Comment