Амина Жаман: Человек, который отказывается от корней, просто не может расти


А.Жаман: «Теснота» – гол в собственные ворота

Мнением о нашумевшей картине Кантемира Балагова «Теснота» поделилась актриса, режиссер, сценарист черкесского происхождения Амина Жаман.

- Амина, видела ли ты фильм Кантемира, читала ли интервью?

— Фильм смотрела, пару интервью читала.

- Первые годы твоей жизни (1986-1997) проходили в Нальчике. Хорошо помнишь это время?

— Да, и оно у меня ассоциируется исключительно с добром, счастьем и мирным небом над головой. Прекрасное детство, культурная среда, интеллигентные люди вокруг, у каждого школьника и студента — желание выучиться. Огромное количество одаренных детей по всей республике, высокий уровень образования, блестящие концерты и спектакли, танцевальные вечера в школе, первая детская опера «Волшебная груша» композитора Аслангери Казанова, школа балета братьев Абидовых, множество конкурсов — от «Мини Мисс» до «Надежды-96»… Съемки на ТВ, детские клипы, выступления. Мое детство было очень интересным и насыщенным. Несмотря на то что Нальчик маленький город и в то время еще не было интернета, мы были в курсе всего. К слову, мой коллега по фильму «Человек кино» Шон Стоун (сын Оливера Стоуна) в детстве смотрел те же сказки («Хи-Мэн», «Ши-Ра»), что и я, хотя он рос в Голливуде, а я на Кавказе.

- Воспоминания Кантемира совпадают с твоими?

— Судя по его интервью, нет. Каждый человек индивидуален, и его чувства могут не совпадать с чувствами другого, но ситуация в городе, стране, мире на конкретный период не может быть разной. Например, нелепо считать, что во время мировых войн люди жили в мире, так ведь?

Так же нелепо для меня слышать, что в 1990-е годы в КБР были многочисленные межнациональные конфликты. Это полная чушь. Более дружной республики в России, чем наша Кабардино-Балкария, я не знаю. Межнациональные браки — частое явление в Нальчике. Вспомним союз знаменитого певца Ефрема Амирамова (горского еврея по национальности) и его супруги кабардинки, актерскую чету Марка Николаевича Расторгуева (русский) и Лидию Петровну Кенетову (кабардинка).

Моя тетя замужем за балкарцем, дядя женат на словачке… И таких примеров не счесть. Так зачем же искажать действительность? Видимо, чтобы оправдать слабый сценарий.

- Наверняка ты тоже сталкивалась с критикой своего творчества. Прислушиваешься ли к ней?

— Если критика от профессионала, то да. Если же критика не по делу, а из зависти и ущербности, то нет.

- Как думаешь, удивит ли нас Балагов новыми работами?

— Нет. Человек, который отказывается от корней, просто не может расти — по закону природы.


Фильм Амины Жаман "Право любить"

- В «Тесноте» режиссер касается истории народа, описывает его представителей. Ты в своих работах тоже рассказываешь о черкесах. Но подход у вас совершенно разный. В чем причина?

— Причина в элементарном уважении к своей культуре, родному языку и моем желании всегда достойно представлять свой народ. Это принципиальная позиция, и нам с канадским режиссером Полом Курти удалось показать черкесов с наилучшей стороны в фильме «Право любить» (2012).

Учитывая незаслуженно негативный имидж кавказцев, созданный российскими СМИ за последние 20 лет, кавказские актеры не имеют морального права играть отрицательные роли в кино, театре и сериалах, а режиссеры — снимать позорящие нас фильмы.

На мой взгляд, в работе Балагова показана искусственно сделанная история о похищении людей. Именно поэтому психофизика актеров врет от начала и до конца картины. Нет ни одного сильного диалога, логики, развития событий, кульминации. Более того, нет ни одного красивого кадра — операторская работа мне совершенно не понравилась.

Не помогают картине и часто лающие собаки на саундтреке, перекрикивающие голоса героев. Такое количество животных криков я лично слышала только в селе, но никак не в городе Нальчике. Я считаю, что оба народа — черкесы и евреи — отражены в фильме неправдоподобно, а распущенные, дикие главные герои и вовсе позорят обе нации.

Фильм стоило назвать не «Теснота», а «Темнота» из-за невероятной мрачности как в духовном, так и в буквальном смысле слова — лиц актеров часто не видно полностью. Пиво в одной руке, сигарета в другой, а на парне лежит незамужняя девушка — разве это типичный черкес? На это противно смотреть и это недопустимо в жизни.

Я не увидела в его фильме представителей адыгской культуры, там была лишь шпана, не имеющая национальности. Меня не удивляет, что такому фильму дают премии. Как сказал режиссер Владимир Меньшов, на западных кинофестивалях особой популярностью пользуется любой позор России. Картина ученика Сокурова — не исключение из этого правила. Это гол в собственные ворота.

А насчет того, что Кантемир, по его признанию, никогда не чувствовал себя кабардинцем, — я в это не верю. Не знает родного языка — пусть поедет в любое село на неделю, и родная речь выльется из его уст, как из родника.

- Над чем ты сейчас работаешь?

— Я адаптирую классическое произведение для нового спектакля. Даст бог, премьера состоится в конце этого года.

cir.rus4all.ru

Comments